الجرجاني، عبد القاهر بن عبد الرحمن
ал-Джурджани, ʻАбд ал-Кахир б. ʻАбд ар-Рахман
al-Jurjani, ʻAbd al-Qahir b. ʻAbd al-Rahman

Род.: ?; ум.: 471/1078
Теоретик литературы, автор работ по грамматике. Был персидского происхождения. Родился в Гургане. Учился у Абу-л-Хусайна ал-Фариси (ум. 1030), племянника и ученика известного грамматика Абу ʿАли ал-Фариси (ум. 987). Он был имамом-шафиитом и приверженцем богословской школы ашʿари. ал-Джурджани много писал по грамматике, в том числе по синтаксису (нахв) и морфологии (тасриф). Его самая объемная работа, «ал-Мугни фи шарх ал-идах» («Всеобъемлющее объяснение ал-Идах»), как говорят, представляла собой 30-томный комментарий к известной работе Абу ʿАли ал-Фариси по синтаксису «ал-Идах». Впоследствии он написал сокращенную версию этого труда, «ал-Муктасид фи шарх ал-идах» («Бережливость в объяснении ал-Идах»). В «ал-Муктасид фи шарх ат-такмила» («Бережливость в объяснении ат-Такмилы»), комментарии к дополнению ал-Фариси к «ал-Идах», основное внимание уделяется морфологи и. Он написал еще две короткие книги по морфологии: «ал-Мифтах фи-с-сарф («Ключ к морфологии») и «Китаб фи-т-тасриф» («Книга по морфологии»). «ал-ʿАвамил ал-миʾа» («Сто управляющих слов») ал-Джурджани представляет собой краткий каталог грамматических регентов (то есть слов, рассматриваемых с учетом их грамматического воздействия на другие слова в предложении), которые автор разделил на сто типов. Это было одно из первых исследований арабской грамматики, ставшее известным в Европе, поскольку было переведено на латынь в 1617 г. Наиболее значительными работами ал-Джурджани являются «Асрар ал-балага» («Секреты красноречия») и «Далаʾил ал-иʿджаз» («Признаки неповторимости Корана»). В «Далаʾил» ал-Джурджани расширяет свои исследования от синтаксиса до семантики и прагматики. Он развивает концепцию «назм» (состав), которая рассматривает, как синтаксическая структура предложения влияет на его значение. Что неподражаемо в Коране, по мнению ал-Джурджани, так это его назм (то есть то, как его предложения передают свое особое значение). «Асрар» в большей степени касается аспектов, связанных с поэтическим смыслом.
Основные сочинения:
Asrār al-balāghah
Dalāʼil al-iʻjāz
ʻAwāmil al-miʼah
Sharḥ al-Īḍāḥ
Harb, Lara. al-Jurjānī, ʿAbd al-Qāhir // Encyclopaedia of Islam, 3d edition / Ed. by Kate Fleet, Gudrun Krämer, Denis Matringe, John Nawas, Devin J. Stewart. (Online version, consulted online on 04 October 2023)
Ms. O. 829 VIIJurjani (grammarian)al-'Awamil al-mi'aXVII в.